В предстоящем сезоне 11 участков улично-дорожной сети предстоит отремонтировать МУП «Дорремстрой».
Муниципальное предприятие, как правило, всегда на самых ответственных и важных объектах. В прошлые годы приводило в нормативное состояние улицы Морозова П.Л., Краснореченскую, Волочаевскую, Тихоокеанскую. Нынешний год таких масштабных ремонтов не принес, участки все небольшие в общей сложности получается немногим более 6, 7 км. Самые протяженные улицы Башенная 1,6 км и Оборская 1,27 км. Есть дороги и частного сектора. В центре предстоит отремонтировать улицу Пушкина от Ленина до Уссурийского бульвара и переулок Волочаевский от одноименной улицы до переулка Дзержинского. На все работы «Дорремстрой» получит 267,49 млн руб. Для такого коллектива деньги небольшие, а значит, придется искать другие подряды. Если еще учесть, что на предприятии новый директор, то вполне возможно и трудности ожидаемы. Хотя для Владимира Кукушкина работа знакома, он в дорожной сфере много лет и знает, что и как делать.
Руководство новое, задачи прежние
— Предприятие отработало практически год без моего участия, — говорит Владимир Леонидович. — Осведомлен обо всех его плюсах и минусах, возможностях, поэтому и дал согласие возглавить коллектив. К тому же это муниципальное предприятие, а значит стабильное. И администрация города всегда руку помощи протянет. Все контрактные работы закрывали еще при старом директоре. Мне достался только участок улицы Руднева, который мы в октябре отремонтировали, а еще месяц занимались благоустройством.
Этот небольшой проезд примерно в 200 м по частному сектору много лет оставался разбитым. Раньше по нему зимой выезжали на ледовую переправу, а когда ее закрыли, то и о проезде забыли. Но пришлось вспомнить, здесь ведь тоже люди живут, и они начали жаловаться. что дорога у них в отвратительном состоянии. Отремонтировали ее без асфальта, но собрали неплохо: положили водопропускую трубу, сделали отсыпку, уплотнили, поставили бордюры, и барьерное освещение, освещение, тротуар. Инфраструктуру привели в порядок, сейчас горожане туда потянутся, начнут осваивать территорию. Место-то неплохое, вдали от проезжих дорог и промзон. Раньше здесь был овраг, а сейчас добротный проезд.
Реалии и возможности
«Дорремстрой» известен тем, что это единственное предприятие, которое изготавливает холодный асфальт. Последний раз ремонт таким материалом делали в декабре прошлого года на проспекте 60-летия Октября. Оставшиеся примерно 60 тонн продали, даже другие регионы выстроились в очередь.
— Если холодный асфальт готовы у нас купить, зачем его хранить до весны, — продолжает Владимир Леонидович. — А к марту новый выпустим и пустим его в дело, чтобы временный ямочный ремонт выполнить.
Сейчас на асфальтобетонном заводе заканчивается ремонт оборудования. Здесь же еще смонтировали растворо-бетонный узел (РБУ), который поможет в ремонте дорог, так как новое производство позволит не закупать цементобетон, а пользоваться собственным.
— Еще с помощью РБУ сможем делать бордюры, — рассказывает о выгодах установки Владимир Леонидович. — Научились и ограждения изготавливать, тем более они присутствуют в контрактах на этот год, и устанавливать их придется. Павильонов пока нет, но надо будет, мы и остановки смонтируем.
Из последних приятных событий — закупили и сейчас устанавливают на асфальтозаводе 18 метровые весы вместо 14 метровых. Очень удобно стало для больших машин. А то заставляли их вначале на одну ось заезжать, потом на другую, сейчас взвешивание станет возможным за один заезд транспорта.
Горячие дни и в гараже предприятия, где идет ремонт техники. Машинам меняют масло, фильтры, колеса, занимаются гидравликой, приводят в порядок двигатели.
— В прошлом году поучаствовали в программе по улучшению рабочего места, — говорит Владимир Кукушкин. — За счет муниципальных средств залили полы, побелили стены и потолки, поменяли окна и освещение. Теперь людям удобно работать. И еще в 3 помещениях сделали косметический ремонт. На этом не остановимся. Опять же надо забор менять вокруг предприятия, а то скоро через него можно будет просто перешагнуть, так он завалился и в землю врос.
Нестабильность закаляет
Во время аукциона, предприятию пришлось снизить стоимость контракта на восемь процентов, чтобы не уступить выбранный лот конкурентам. А это более 38 млн руб. Обидно, конечно, терять такие деньги, но торги есть торги. Сэкономленные средства управление дорог и внешнего благоустройства распределит для ремонта других объектов, которые изначально не попали в контракты. Но так происходит ежегодно и все подрядчики к этому готовы.
— По нашему договору практически везде поменяем полностью дорожную одежду, — замечает Владимир Леонидович. — Если поначалу по БКД в основном снимали верхний слой, фрезеровали слегка и закатывали новый выравнивающий асфальт, то сейчас все по-другому. Делается как бы такой слоеный пирог: песок, геосетка, щебень и два слоя асфальтобетона. Потом переходим к тротуарам, псделаем ливневки и ограждения. Но локально проблему по водоотведению не решим. Надо выезжать на участки и смотреть, где и что можно сделать. У нас много улиц частного сектора. За него по поручению мэра взялись два года назад и с каждым сезоном наращиваем эти объемы. А вот припаркованные машины никто не убирает с обочин.
Самая острая проблема — поставка битума. Сейчас тонна стоит 38 тыс. руб. А когда-то платили по 22 тыс. руб. и казалось дорого. В регионе нет своего завода по выпуску битума. ХНПЗ отказался, ему проще мазутом заниматься, в котором примерно четыре показателя, чтобы он соответствовал стандарту, а в битуме его почти в пять раз больше. Зачем заморачиваться. Приходит материал с сибирских заводов из центральной полосы.
— Сейчас еще не сезон, поэтому где-то снижают цену, но буквально в прошлый понедельник отменили экспортную пошлину, — замечает Владимир Леонидович. — Для зарубежных покупателей хорошо, а для нас крайне плохо. Те заводы, что изначально заявились в торгах, отменили свое участие. Им выгоднее продать в Казахстан или Монголию. Нам так и заявили: хотите, берите по 42 тыс. руб. Выбора-то нет, придется соглашаться. У нас есть немного в запасе для начала сезонных работ. Надо трещины залить, техника к таким работам уже готова. В марте приступим.
Топливо тоже подорожало, карьер Корфовский стал производить щебень теперь по евростандарту, поэтому и он поднял камень в цене. Нужная для ремонта дорог фракция стоила 1,7 тыс. руб., сейчас 2,7 тыс. руб. Правда, у предприятия есть небольшой люфт, оно в этом сезоне еще отработает контракт с карьером по старому ГОСТу, а вот уже на следующий год надо будет все пересчитывать. Как заметил директор, они давно не живут стабильно, а это закаляет.
И снова о нацпроекте
Если просмотреть на карту города, то по программе БКД его практически весь уже отремонтировали. Крупные участки остались, пожалуй, только на проспекте 60-летия октября. А по каким-то улицам, где движение интенсивное, можно уже идти и по второму разу. Казалось бы, давно ли делали улицу Ленина, а ее уже всю разбили. В идеале — построить новую дорогу, полностью отвести воду, но пока это только планы.
На следующий год нацпроект «Безопасные и качественные дороги» станет подразделом программы «Транспорт». Но работы по приведению автомагистралей в нормативное состояние продолжатся.
— Столько доброго сделано по этому нацпроекту, хотя, возможно ошибки случались, но все равно значимость его велика, — резюмирует Владимир Леонидович. — И проспект обязательно приведем в порядок, не мы так другие подрядчики, у нас с каждым годом конкурентов все больше. И чтобы побеждать в аукционах, нужно лучше и качественнее трудиться.